Чешем репу ... Вспоминаю ридный Бабайстан ... От Алма-Аты через Талды-Курган к Семипалатинску идет шикарная многополосная автодорога. Такой она была уже в 1970-80-х. Рядом ни одного деревца или столба. Асфальт РОВНЕНЬКИЙ и гладенький. Для чего в пустыне забабахали такой шедевр ?
Позже в 1980-х в Свердловске и особенно в Москау меня поражала узость дорог и их мизерная пропускная способность, вся красота появилась после 1990-х, более менее похожее на Бабайскую автодорогу была тогда недавно реконструированная дорога на аэропорт Домодедово.
В 1990-х когда СССР развалился, армия Бабайстана сжалась до 20 тыс. зольдат и многое рассекретилось стало ясно, что автодорога Алма-Ата - Семипалатинск была ВОЕННОЙ РОКАДОЙ и заодно исполняла роль громадного АЭРОДРОМА с ВВП на 700 км..
Асфальт был вылизан гладенько не для того что бы мой дед гонял по нему баранов на ослике, а что бы в любой момент по нему можно было двинуть несколько армейских колонн на прикрытие любого участка границы и сажать на него самолеты в случае потери основных аэродромов и потому вдоль дороги не росло и кустика, не то что деревья или столбы. Единственное место где были деревья на трассе это в 15-20 км. от Талды-Кургана в районе совхозов бывших германских пленных "им. Розы Люксембург" и "им. Тельмана".
От этой основной рокады к каждому плюгавому перевалу в горах шла так же качественная дорога не говоря уж о направлении на "Дружбу". А в с двух сторон Джунгарского прохода так вообще чуть ли не сеть автобанов к самым зачуханным чабанским стойбищам. Все это можно видеть на картах гугл.
Почему ? Да просто там должны были разворачиваться артбатареи для фланкирования всего Джунгарского прохода.
Все более менее выгодные рубежи вплоть до Талды-Кургана были прикрыты мощными УР-ами в скалах и дорога на перевале там идет не внизу по старому караванному пути который более менее ровный, а зигзагами - петлями так как в каждой петле свой огневой мешок и он держит под контролем часть караванного пути внизу.
От нашей деревни Надеждовка шел старый кочевой путь к мелкому первалу в Китай через который мой дед шмыгал взад-вперед через границу, до церкви-клуба шла дорога как в Москау некорые шоссе. Далее в горы уходила щебенка. Стада шли вдоль щебня по траве, коровы - бараны не дураки ломать копыта об камень.
А вот в соседние колхозы типа Мальчат и т.д. от райцентра шли обычные колхозные дорожки из асфальтовой крошки, привезут, бросят , чуток разровняют и позволяют самим укатывать её. Военной нужды в них не было и они строились сами.
Вся эта ляпота возникла после 1950-х годов когда начались напряги с Китаем. До этого рокадой служила Ж/Д.
Вдоль границы шла 30-ти км. погранзона и охранялась в 3 эшелона, так как по горам не набегаешься и КСП по гребням гор не проложишь. Там были свои дороги для пограннарядов, не такие шикарные , но довольно качественные и погранцы при нужде прилетали мигом в любую расщелину.
Почти все чабаны у границы имели радиотелефоны или радиостанции и могли в любой момент вызвать погранцов. Знаю на своем опыте. Мы были шкетами в начале 1980-х и на охоте исполняли роль "поди подай, пошел подальше не мешай", после охоты решили в троем не ехать на машине со всеми, а вернутьия пешком и по пути поохотиться. Естественно заблудились и попали к чабанам. Дедок под конвоем овчарок довел нас до юрт, по пути уже сверлил дырку под орден в халате за задержание аж троих китайских шпиенов. Хорошо бабка догадалась что мы городские придурки, умыла-накормила. Наряд погранцов прибыл где то через полчаса.
Не знаю что китайцы искали на Даманском в 1969 году, а у нас по прямой от Джунгарского прохода и МЕДЬ Джезказгана и УГОЛЬ Караганды и куча прочих ништяков что на китайских картах были помечены ИХ территорией.
Так что все аРМейские дороги от Алма-Аты до Семипалатинска выстроили где то в 1960-70-х годах, я вырос с ними и думал что так было всегда.
Припоминаем ВОЕННУЮ дорогу в Китай из Индокитая что строили жмеринцы во время 1 МВ, ВОЕННЫЕ дороги в Афгане что строили наши ... До наших в Афгане не было даже направлений, какие то козьи тропы над пропастями, в каждой долине свои баре - порядки.
У Ковпака описана ВОЕННАЯ дорога в Карпатах ... Ковпак помнил что во время 1МВ как то доставляли в горы к передовой боеприпасы и хавчик и таки нашел дорогу, даже местные о ней уже не помнили, на картах её не было, а НЕ ЗАРОСЛА за 20 лет, была проходима и по ней Ковпак пошел в горы к старым позициям 1 МВ и там на готовых окопах-блиндажах дал бой германцам.
Прикладываем опыт второй половины 20 века по строительству аРМейских дорог к первой половине 20 века и получам что АСФАЛЬТ был еще мало распространен, не было еще столько СМОЛЫ - отходов нефтепрома и приходилось МОСТИТЬ дороги камнем. Уже к 1 МВ техника и особенно артиллерия были ужасных видов. РЕЗИНЫ на колесах многох пушек не было, тягачами работали жуткие автопаровозы.
4 годы 1 МВ в Гейопе и что никто не строил аРМейских дорог ? Боеприпасы - технику - хавчик гоняли на коврах самолетах ?
Если 4 года колесить по тем каменным дорогам на паромобилях без РЕЗИНЫ на колесах ... а что делать, КАУЧУК то рос только где то у папуасов ... то там должны были образоваться "1000"-летние колеи. Во время 2 МВ еще 6 лет гоняли по ним уже колесную технику и зашлифовали изъеденное траками 1 МВ. А теперь нам все это дело подсовывают как гений неких голозадых "пагани римлян".
В 19 веке усиленно строили КАНАЛЫ и каналы-реки были основными транпортными артериями. А в 20 веке реки оказались рокадами к фронтам и пришлось прокладывать прямые каменные дороги.